УДК 338.22:330.3

И. В. Авраменко

Донецкий национальный университет, Украина

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

В статье рассмотрена динамика производства – потребления кондитерских изделий и выяв­лены факторы ее определяющие.

Ключевые слова: продукты питания, кондитерские изделия, производство, потребление, динамика, факторы спроса и предложения.

У статті розглянута динаміка виробництва – споживання кондитерських виробів та вияв­лено фактори, які її визначають.

Ключові слова: продукти харчування, кондитерські вироби, виробництво, споживання, динаміка, фактори попиту та пропозиції.

The article examines the dynamics of production and consumption of confectionery and further reveals the factors that define the given dynamics.

Keywords: foodstuffs, confectionary, production, consumption, dynamics, demand and supply factors.

Человек употребляет множество продуктов, характеризующихся различной полезностью, измеряемой содержанием витаминов, микроэлементов, жиров, незаменимых аминокислот, энергетической ценностью.

Кондитерские изделия относятся к высококалорийным продуктам, благодаря высокому содержанию углеводов и жиров. Это свойство, с одной стороны, яв­ляется положительным, так как способствует быстрому насыщению организма, но, с другой стороны, такие изделия необходимо употреблять в пищу в умеренных количествах, так как их переизбыток вызывает различные заболевания. Зная о вредности кондитерских изделий, люди их употребляют по биохимической и психологической причинам. Точнее сказать, когда человек находится в состоянии напряжения либо подавленности, организм немедленно требует съесть сладкое. Это происходит из-за недостатка необходимых микроэлементов в организме. Психологическая тяга к сладкому способствует снижению морального дискомфорта. Это обусловлено тем, что при депрессии уровень «гормона счастья» – серотонина – уменьшается.

Н. Кузнецова [1] рассматривает преимущества и недостатки употребления кондитерских изделий. А. П. Маковеева [2] излагает о спросе и предложении как важнейших экономических категориях в системе управления развитием промышленного производства. В. Складчиков [3] рассматривает дифференциацию кондитерских изделий. Л. Н. Шатнюк [4] анализирует вопрос о пищевых ингредиентах в составе продуктов здорового питания. Ю. М. Остапчук [5] в своей работе трактует данные об употреблении продуктов питания за год и среднесуточное потребление макро- и микроэлементов, показатели об объемах фондов потребления продуктов питания и их потребления на одного человека.

Однако, несмотря на большое количество исследований в данной области, не раскрытым до конца остается вопрос о влиянии отдельных факторов на объем производства и потребления кондитерских изделий. Соответственно, цель данной статьи – изучение динамики производства и потребления кондитерских изделий и выявление факторов, ее определяющих.

Спрос – это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени, на определенном рынке или в определенной стране [2].

Производство-потребление – взаимосвязанные процессы. Произвести необходимо столько, сколько могут потребить экономические субъекты с учетом экспорта-импорта, потерь продукции и нормативного складского запаса. Таким образом, объем производства определяется спросом, который характеризует потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране [2].

В табл. 1 представлена классификация факторов, формирующих спрос на продукты питания.

 

Таблица 1

Факторы, определяющие уровень спроса на продукты питания

Факторы

Характеристика

Цены на товары-заменители

Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого с подобными характеристиками, но с неизменившейся ценой

Доходы покупателей

Для большинства товаров и услуг увеличение денежного дохода граждан приведет к повышению спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведет к понижению спроса на них

Число покупателей на рынке

Увеличение на рынке числа покупателей увеличит спрос на товары и услуги, а уменьшение – снизит спрос на товары и услуги

Ожидание изменения цен

Если потребители будут ожидать, что через неделю цены на какой-либо товар повысятся, то они уже сейчас купят его в большем количестве, чем обычно, увеличивая тем самым спрос. Если потребители будут ожидать снижение цены на какой-либо товар или услугу, то сейчас они купят его меньше, чем обычно, уменьшая тем самым спрос

Вкусы и предпочтения по­ку­пателей (обычаи, мода, рек­лама)

Благоприятные изменения во вкусах и предпочтениях приведут к увеличению спроса, а негативные изменения – к снижению спроса

 

Факторы спроса на продукты питания, которые представлены в табл. 1, взаимосвязанны с факторами, определяющими объем производства, удовлетворяющий спрос на продукты питания, что отражено в табл. 2. Рост спроса на тот или иной товар может быть не обеспечен производственными возможностями предприятий, что обусловливает рост цены, являющийся сигналом к привлечению новых ресурсов для наращивания объема производства.

Ю. М. Остапчук в статистическом сборнике о балансе продовольственных ресурсов [5, с. 34–38] приводит динамику потребления-производства продуктов питания в Украине в весовом выражении. Однако различные продукты имеют различную энергетическую ценность. Рейтинг значимости продуктов в весовом выражении и по энергетической ценности, рассчитан по данным [5, с. 34–38], приведен в табл. 3.

 

Таблица 2

Факторы, определяющие объем производства,

удовлетворяющий спрос на продукты питания

Факторы

Характеристика

Ресурсы

Интенсивность работы компании зависит от наличия ресурсов для производства товаров и услуг

Изменения в технологии

Изменения в технологии, как следствие НТП и роста спроса, создают возможность наращивания объема производства

Клиенты

Стабильная клиентура создает возможность ритмичной работы, что облегчает прогнозирование и планирование

Регулирующие правила

 

Имеется большое количество правовых актов, изданных в Украине государственными и местными органами власти, которые оказывают влияние на то, как действует компания

 

Таблица 3

Рейтинг продуктов питания в структуре потребления

в весовом выражении и по энергетической ценности

 

В весовом

выражении, кг/чел.

По энергетической

ценности, ккал/чел.

Кондитерские изделия

9

7

Картофель

3

5

Молоко и молочные продукты

1

4

Мясо и мясные продукты

5

3

Овощи

2

8

Растительное масло

10

2

Рыба и рыбные продукты

11

11

Сахар

6

1

Фрукты

4

9

Хлебобулочные изделия

7

6

Яйца и яйцепродукты

8

10

 

В табл. 3 рейтинг продуктов питания в структуре потребления в весовом выражении занимает доминирующее позиции: молоко и молочные продукты, овощи, картофель и т.д. Совсем другая ситуация наблюдается при употреблении продуктов питания по энергетической ценности, где преобладают сахар, растительное масло, мясо и мясные продукты.

Кондитерские изделия в пересчете на калорийность не являются основным источником калорий, потребляемых населением Украины. Но если в весовом рейтинге они занимают 7-е место, то по энергетической ценности становятся более значимыми, занимая 9-е место в структуре потребления продуктов питания.

Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства. Она органически связана с его другими фазами и, прежде всего, с производством.

На рис. 1, составленному по данным [6], приведена динамика производства кондитерской продукции в Украине.

Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что с 2003 по 2008 год происходит рост объемов производства сладкого печенья и вафлей, шоколада, с уменьшением в кризисном 2009 г. В 2010 г. производство этих видов кондитерской продукции увеличилось до уровня 2008 г. К 2012 г. производство печенья и вафлей продолжает увеличиваться, а какаосодержащих кондитерских изделий сокращается. С 2004 по 2006 год наблюдается существенное уменьшение производства кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао. В 2009 г. происходит небольшой рост объема производства этого вида изделий, который компенсирует падение производства печенья и изделий, содержащих какао. В последующие годы производство изделий из сахара, не содержащих какао, продолжает уменьшаться.

 

Рис. 1. Динамика производства кондитерской продукции

в Украине за 2003–2012 годы

(Здесь I – печенье сладкое и вафли, II – шоколад и другие продукты, готовые, с содержанием какао, в брикетах, пластинах или плитках, III – изделия кондитерские из сахара

(включая белый шоколад), не содержащие какао)

 

Информация о производстве по годам отражает влияние внешнеэкономических условий, а также изменение предпочтений населения, обусловленное, прежде всего, изменением доходов. В пределах года также происходят колебания производства-потребления кондитерских изделий, что показано на рис. 2, составленному по данным [7; 8] за 2011–2012 гг.

 

Рис. 2. Динамика производства кондитерской продукции

в Украине по месяцам 2011–2012 годов

(Здесь I – печенье сладкое и вафли, II – шоколад и другие продукты, готовые, с содержанием какао, в брикетах, пластинах или плитках, III – изделия кондитерские из сахара

(включая белый шоколад), не содержащие какао)

 

Данные, приведенные на рис. 2, показывают, что наиболее высокой колеблемостью характеризуется производство шоколада и других продуктов, содержащих какао, но со снижением их потребления в летний период и довольно резким ростом осенью и в начале зимы. Решающим фактором, влияющим на увеличение потребления кондитерских изделий, содержащих какао, является увеличение потребности в углеводах, стимулирующих энергетику человека в депрессивный осенне-зимний период. Аналогичная тенденция наблюдается в производстве-потреблении сладкого печенья и вафлей, но с гораздо меньшим размахом колебаний. Наиболее равномерно по месяцам года по сравнению с печеньем, вафлями и содержащими какао кондитерскими изделиями потребляются изделия из сахара, не содержащие какао. Но сезонность в потреблении также отмечается, хотя и меньше выражена.

Колеблемость производства кондитерских изделий по месяцам года отражает влияние сезонности на изменение предпочтений покупателей. Но предпочтения могут изменяться по месяцам и по отношению к отдельным видам кондитерских изделий, что определяется помесячной динамикой структуры производства (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика структуры производства кондитерской продукции

в Украине по месяцам за 2011–2012 годы

(Здесь I – печенье сладкое и вафли, II – шоколад и другие продукты, готовые, с содержанием какао, в брикетах, пластинах или плитках, III – изделия кондитерские из сахара

 (включая белый шоколад), не содержащие какао)

 

Информация, представленная на рис. 3, демонстрирует изменение удельного веса групп изделий в общем объеме кондитерской продукции. В первом полугодии каждого года наблюдается уменьшение удельного веса производства кондитерских изделий 2-й группы, с некоторым увеличением доли 1-й и 3-й групп. К концу каждого года доля производства шоколада и шоколадосодержащих изделий увеличивается.

Выводы. Производство-потребление – взаимосвязанные процессы. Факторы спроса на продукты питания взаимосвязаны с факторами, определяющими объем производства, удовлетворяющий спрос на продукты питания.

Рейтинг продуктов питания по структуре их потребления показал, что более объективной является оценка их потребления по энергетической ценности, а не в весовом выражении, что позволяет более достоверно определить предпочтения потребителей.

Анализ динамики производства с 2003 по 2012 год показал, что производство кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, устойчиво снижается. Это снижение компенсируется ростом производства – потребления сладкого печенья и вафлей, изделий, содержащих какао.

Анализ производства кондитерских изделий по месяцам 2011–2012 гг. показал, что наиболее высокой колеблемостью характеризуется производство шоколада и других продуктов, содержащих какао, но со снижением их потребления в летний период и довольно резким ростом осенью и в начале зимы. Аналогичная тенденция наблюдается в производстве-потреблении сладкого печенья и вафлей, но с гораздо меньшим размахом колебаний. Решающим фактором такой динамики является увеличение потребности в углеводах, стимулирующих энергетику человека в осенне-зимний период.

Библиографические ссылки

1.      Кузнецова Н. Плюсы и минусы сладкой жизни / Н. Кузнецова // НТ Retail (Новос­ти технологии). – 2011. – № 10. – С. 37–41.

2.      Маковеев А. П. Спрос и предложение как важнейшие экономические категории в системе управления развитием промышленного производства / А. П. Маковеев // Труды Одесского политехнического университета – 2002. – № 2 (18) – С. 291.

3.      Складчиков В. Коллизии рынка сладостей / В. Складчиков // Мир продуктов. – 2011. – № 6 (75) – С. 4–7.

4.      Шатнюк Л. Н. Пищевые ингредиенты в создании продуктов здорового питания / Л. Н. Шатнюк // Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. – 2005. – № 2. – С. 18–22.

5.      Баланси та споживання основних продуктів харчування населенням України: Статистичний збірник / Державний комітет статистики України; за ред. Ю. М. Остапчука. – К., 2011. – 55 с.

6.      Державна служба статистики України. Виробництво основних видів промислової продукції за 2003–2012 роки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2006/pr/prm_ric/prm_ric_u/vov2005_u.html

7.      Державна служба статистики України. Виробництво основних видів промислової продукції по місяцях 2011 року [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2011/pr/ovp/ovp_u/ovp2011.html

8.      Державна служба статистики України. Виробництво основних видів промислової продукції по місяцях 2012 року [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2012/pr/ovp/ovp_u/ovp2012.html

Надійшла до редколегії 31.10.2013