УДК 336.711

Н. И. Дучинская*, З. И. Галушка **

*Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Украина;

**Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича, Украина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА НА НАЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье исследованы проблемы управления накоплением капитала как основой вос­производства рекреаций и регионов, определена роль региональных органов власти в управ­лении инвестиционными процессами.

Ключевые слова: накопление капитала, воспроизводство рекреаций, инвестиционный процесс.

У статті досліджено проблеми управління нагромадженням капіталу як основою відтворення рекреацій, регіонів, визначено роль регіональних органів влади в управлінні інвестиційними процесами.

Ключові слова: нагромадження капіталу, відтворення рекреацій, інвестиційний процес.

The article studies the issues of capital accumulation management as a basis of recreation and regional reproduction and defines the role of regional authorities in the investment processes mana­gement.

Keywords: accumulation of capital, recreation reproduction, investment process.

В общественном воспроизводстве банки, осуществляя свою деятельность в соответствии с избранной стратегией и тактикой функционирования и развития, взаимодействуют между собой.

Теоретико-методологические основы инвестиционной деятельности, проблемы концентрации капитала исследуются в мировой и отечественной научной литературе. Среди зарубежных учёных различные аспекты этой деятельности изучали: С. Кузнец, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, М. Фридман, Й. Шумпетер и др. Среди русских ученых можно выделить С. Глазьева, Н. Кондратьева, Ю. Яковца, Н. Шапиро и др. Исследования в указанной сфере осуществляют украинские учёные: А. Гальчинский, В. Геец, И. Лютый, Е. Шевцова, С. Шумская, А. Пересада, А. Чухно и др. [1; 2].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности банков рассматривают по-разному в экономической литературе. В широком значении она предполагает действия как в финансовом, так и реальном секторах экономики, а в узком – только на рынке ценных бумаг [3].

Придерживаясь предложенной характеристики, остановимся на ёё исследовании в широком понимании, а также рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования концентрации банковского капитала.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предполагает совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения деловой активности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня их рискованности и ликвидности баланса. Основная составляющая инвестиционной деятельности – разработка стратегии и тактики управления кредитно-инвес­тиционным портфелем банка.

В теории инвестирования Дж. Кейнса и его последователей общепризнанным считается тот факт, что эффективное накопление капитала является движущей силой трансформации экономических систем и экономического роста. Влияние накопления на экономический рост можно охарактеризовать следующим образом. Первоочередной импульс для экономического развития составляет доля производственного накопления в валовом внутреннем продукте (ВВП). Это чистые капитальные вложения, которые формируют накопление основных производственных фондов. В результате такого накопления ожидается возрастание ВВП, которое в дальнейшем снова становится источником чистых капиталовложений. На последующей фазе воспроизводства обновленная структура дополнительного производства обусловливает расширение масштабов и возрастание эффективности воспроизводства, что находит отображение в повышении темпов экономического роста на макроуровне и увеличении фонда потребления. При этом рост накопления ведет не просто к возрастанию ВВП, а к мультиплицированному возрастанию. Под влиянием первичных инвестиций происходит нарастающий подъем вторичного производства и потребления в областях, смежных с инвестиционной сферой.

Использование части ВВП на накопление содействует внедрению иннова­цион­ных технологий, оборудования, воспроизводству доходов, которые можно использовать для решения социально-экономических проблем. Тем самым рыночная экономика приобретает статус социально-рыночной.

Современной особенностью функционирования финансового сектора Украины является преобладающая концентрация капитала в банках. Среди основных видов инвестиционной деятельности банков можно выделить прямое, портфельное, ссудное и валютное инвестирование.

Инвестиционная деятельность в виде прямого инвестирования представляет собой приобретение реальных активов акционерных обществ для получения контроля над их функционированием.

Портфельное инвестирование предполагает покупку акций и формирование инвестиционного портфеля. С целью уменьшения риска банки дают предпочтение покупке контрольного пакета акций или их солидного объёма у стабильно функционирующих акционерных обществ, что может обеспечить им стабильные дивиденды.

Инвестиционная деятельность банков в виде ссудного инвестирования рассматривается как основная деятельность банков, т.е. предоставление долгосрочных кредитов, ссуд и займов предприятиям и частным лицам на определённый срок и за определённое вознаграждение. Поэтому некоторые исследователи рассматривают её как кредитно-инвестиционную деятельность [4]. С целью предостережения от возникновения недоразумений в трактовке терминов в качестве банковских инвестиционных операций рассматривают те, в которых банки являются инициаторами размещения средств в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении денег принадлежит заёмщику.

В современных условиях особенные требования предъявляют к менеджерам, управляющим инвестиционной деятельностью: организация обслуживания инвестиционных операций клиентов, что связано с выполнением банком агентских функций, а также обслуживание собственных инвестиционных потребностей.

Инвестиционная деятельность должна способствовать максимизации доходов благодаря планированию основных направлений инвестиционной политики банков, а именно: максимизации стоимости имущества (рост рыночной стоимости акций), оптимизации соотношения размеров накопленного долга в форме займов и собственных средств (уставного и резервного фондов). Всё это определяется в значительной мере финансовыми менеджерами банка.

Инвестиционная деятельность банков в виде валютного инвестирования представляет собой осуществление валютных операций в связи с осуществле­нием инвестиционной деятельности в трёх предыдущих формах.

Для обеспечения постоянного притока средств, необходимых для инвестирования, банки создают инвестиционные компании и фонды, финансово-про­мышленные группы, занимаются эмиссией собственных ценных бумаг.

История на рубеже ХIХ–ХХ столетий продемонстрировала процессы сращивания банковского и промышленного капиталов в ведущих секторах капиталистических стран, на основе которых возник финансовый капитал. Ведущая роль в этом принадлежала банковскому капиталу. Украине ещё предстоит пройти путь интеграции высококонцентрированного капитала финансово-кредитной и производственных сфер. Финансовый капитал требует развития не только банковской системы, но и рынка ценных бумаг, страхового бизнеса, пенсионных, инвестиционных и других денежных фондов.

Спецификой украинских бизнес-групп и их слабым местом является отсутствие финансового центра: они являются промышленными, банки не стали их центром и дистанцировались от предприятий. Это обстоятельство не даёт возможности назвать их финансово-промышленными группами и ставит в зависимость от внешних источников инвестирования, что требует выхода из «тени», открытого ведения бизнеса, аудиторских проверок финансового состояния, прозрачности финансовой информации.

Крупные фирмы наряду с государством должны превратиться в организованных инвесторов экономики, содействовать накоплению капитала в экономике. В последние годы они стали осуществлять прямое инновационное инвестирование в производство. Широкие инвестиционные программы, например, реали­зуются частными бизнес-группами в секторе чёрной металлургии.

В качестве индикаторов инновационно-инвестиционной деятельности банков могут служить такие показатели: размер инвестиционных ресурсов коммерческих банков, вложеных в освоение инноваций; объемы банковских инвестиций в наукоёмких сферах деятельности; удельный вес инновационно-инвести­цион­ных вложений в суммарных активах банков; эффективность инновационно-ин­вестиционной деятельности банков (прирост активов по отношению к общему объёму доходов, прирост прибыли в расчёте на прирост инвестиций).

Если проанализировать динамику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Украины, то их общий объём за последние годы не много превышал 40 млрд долл. США, что составляет 872 долл. в расчёте на одного жителя. К основным странам-инвесторам, которым принадлежит 81 % прямых иностран­ных инвестиций можно отнести Кипр, Германию, Нидерланды, Российскую Федерацию, Австралию, Францию, Швеции, США и др. [2, с. 58].

Однако большинство ПИИ не носят инновационной направленности. Они концентрируются в традиционных отраслях экономики, которые гарантируют ускоренный оборот капитала и получение высоких доходов (операции с недвижимостью (10,6 %), предприятия торговли, ремонт автомобилей, бытовых изделий (10,8 %), финансовые организации (31,6 %)) [2, с. 59].

Следует отметить, что расширение присутствия российского капитала в банковской системе Украины прослеживается через мотивы его экспансии, характерные также для других иностранных инвесторов. Это, прежде всего, поиск рынков сбыта продукции отечественных компаний, концепция глобального расширения, создание альянсов, союзов с местными компаниями, торговля иностранной валютой, поддержка местной клиентской базы. Среди существующих мотивов мы почти не встречаем, к сожалению, попытки осуществить научные разработки, внедрение инноваций.

Существует мнение, что польский капитал заинтересован в разработке ук­раин­ских IT-технологий. Инвестировать в такой бизнес в Украине выгодно, потому что страна имеет значительное количество интеллектуальных ресурсов по значительно низким ценам, чем зарубежные аналоги. Украина также имеет боль­шой потенциал в металлургическом, машиностроительном, аграрном и уголь­­ном секторах. Предоставляя польский капитал для совершенствования, модернизации и обновления существующего оборудования, польские банки надеются получить возможность использовать высококонкурентный продукт конечного производства. Также выгодным является решение экономических и экологи­ческих проблем за счёт использования дешевых украинских земельных и человеческих ресурсов [5].

Что касается функционирования отечественных банков как инвесторов, то удельный вес в осуществлении инноваций не является существенным для экономики, так как не превышает 5 % в общем объёме инвестиций в экономику.

В странах Центральной и Восточной Европы в начале 90-х годов были созданы для иностранных инвесторов «правовые анклавы», что гарантировало защиту от изменений законодательства, национализации, репатриации прибыли и получения налоговых льгот.

Украина в девяностые годы воспользовалась отмеченным международным опытом. Согласно Закону Украины «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) на пятилетний срок освобождалась от налогообложения прибыль предприятий с иностранными инвестициями, в которых от 10 до 100 % уставного фонда принадлежали нерезидентам. Однако Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (1995 г.) были упразднены налоговые каникулы для указанных предприятий.

Использование одинаковых правил игры для всех предприятий было внедрено с целью стабилизации налогового законодательства, но это негативно отобразилось на инвестиционном климате в целом Украины и привело к усилению налогового бремени для иностранных инвесторов.

Нерешённой остаётся проблема отсутствия прямого государственного воздействия на активизацию инвестиционной активности ёё участников. Например, в Великобритании согласно фискальным правилам, государство может осуществлять займы только с целью инвестирования, а не для финансирования текущих затрат, государственная задолженность в течение экономического цикла не должна превышать 40 % ВВП [10]. Целевое использование кредитов, полученных от Международного валютного фонда остаётся «тайной за семью замками», по отсутствие результатов модернизации реального сектора экономики, снижение уровня жизни населения, безработица, усилений социальных противоречий является тому ответом.

Государство с помощью регулирования процессов концентрации капитала обеспечивает структурные сдвиги в экономике. Однако практика трансформационного периода в Украине свидетельствует, что экономический рост в начале 2000 годов происходил на старой структурной основе, сформированной в рамках административно-командной системы 70-х годов ХХ столетия. Например, доля машиностроения и металлообработки в 1970 году составляла 17,1 %, в 2003г. – 13,1 %, химической и нефтехимической промышленности соответственно: 4,4 и 6,8 %, металлургии и обработки металла – 19,9 и 21,8 %; пищевой промышленности – 24,1 и 18,5 %. Положительным является увеличение с 3,4 % в 1970 г. до 11,3 % в 2003 г. удельного веса электроэнергетики в общем объёме промышленной продукции [9]. Статистический материал является свидетельством неэффективного регулирования инвестиционной деятельности экономических субъектов отечественной экономики, перекосов концентрации капитала в национальной экономике, которые не содействуют развитию инновационный технологий, развитию более прогрессивных – пятого и шестого технологических укладов.

По данным Госкомстата, в Украине осуществляется реализация основных восьми приоритетных направлений инновационной деятельности в рамках двадцати общегосударственных и других программ и государственных заказов.

Государство в рыночной экономике опирается в инвестиционной политике на институты, способные финансировать инвестиционные проекты. Речь идёт об инвестиционных фондах, инвестиционных и страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, общих фондах банковского управления. Государство, вместе с тем, является доминирующим институтом осуществления инвестирования путём разработки государственных инвестиционных проектов и проведения тендеров среди их потенциальных участников с целью усиления конкурентной борьбы; осуществление экспертизы инвестиционных проектов; защита отечественного производителя от импорта технического и технологического «секонд хенда» разработки приоритетный направлений строительства и объек­­тов технического перевооружения для государственных потребностей; выпуска государственных ценных бумаг (облигаций) и гарантированных целевых ссуд; вклю­чение в инвестиционный процесс законсервированных объектов строительства, которые находятся в государственной собственности и др.

Следует также отметить, что в украинской экономике существует потребность в инвестиционных ресурсах и неиспользованные возможности инвестирования финансовых ресурсов иностранными инвесторами в экономику Украины. Для стимулирования притока иностранных инвестиций следует усовершенствовать механизмы законодательного и исполнительного характера.

Действующее законодательство Украины в сфере банковской деятельности, ценных бумаг, операций с ними и фондового рынка не предполагает принци­пиальных ограничений для осуществления операций банков с ценными бумагами, в том числе, совмещение банковских операций и деятельности на рынке ценных бумаг. Таким образом украинские банки могут осуществлять весь диапазон операций с ценными бумагами. Но фондовый рынок функционирует недостаточно, поэтому и объём инвестиционных операций существенно не увеличивается.

Необходимо также продумать систему мероприятий, препятствующих оттоку капитала с Украины в оффшорные зоны. Национальному банку необходимо внедрить требования относительно открытия отечественными предпринимателями гривневых счетов в определённых банках в размере 100 % средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в Украину по контрактам, по которым осуществляются авансовые платежи.

Следует использовать факторинг как метод решения проблемы неплатежей во внешнеэкономической деятельности. Внедрение факторинговых операций даст возможность отечественным экспортёрам иметь информацию о финансовом состоянии зарубежных партнёров до заключения экспортных контрактов, получать платежи за экспорт продукции, в том числе инновационной, что положительно отобразиться на их финансовом положении и расширит инвестиционные возможности.

Необходимо также повысить эффективность существующего механизма возвращения средств из-за рубежа по решениям Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Украины.

У предприятий пока отсутствует мотивация инвестиционного поведения, что определяется рядом причин. Прежде всего, существуют ёще рентные источники получения прибыли: дешёвая рабочая сила, сырье на национальном рынке и высокие цены на металл на внешнем; сохранившаяся от прежней системы производственная инфраструктура, которую можно максимально использовать без привлечения значительных инвестиций. Значительную роль играет коррупция, сращивание собственности с властью, лоббизм. Содействует рентному поведению также сложившаяся конъюнктура на мировом рынке металлов

На регулирование инвестиционной активности, накопления капитала и его концентрации, на структурные сдвиги воздействуют общеэкономические мероприятия монетарной и фискальной политики. Государство, используя инструменты и рычаги регулирования денежного и кредитного рынков, налоговой политики, формирования и использование доходов государственного бюджета, корректирует структурные пропорции экономики. Например, усовершенствование технологической структуры может происходить, с одной стороны, в рамках осуществления инновационной и инвестиционной политики, с другой, – направления и скорость технологических структурных сдвигов будут зависеть от характера промышленной, региональной, антимонопольной, социальной и других видов политики.

Высокая степень зависимости макроэкономических пропорций от воздействия основных видов государственной экономической политики обуславливает необходимость согласования целей и механизмов различных направлений экономической политики. Это становится особенно актуальным в посткризисные периоды (при стагнации в традиционно важных отраслях и секторах экономики, негативных длительных изменениях в международной торговле), которые требуют кардинальных изменений в концентрации капитала в тех отраслях, которые позволять преодолеть кризисные последствия и сформируют базис дальнейшего устойчивого развития. При таких условиях концентрация капитала и последующие за ней структурные изменения должны стать во главе управления государственной политикой, основная цель которой состоит в согласовании приоритетов развития разных подсистем национальной экономики, разработка компромиссных методов взаимодействия между субъектами накопления капитала.

На наш взгляд, в сложных условиях трансформации экономики структурная политика должна принять доминирующее положение и скоординировать воздействие других видов и направлений экономической политики, в том числе, инвестиционной, которые воздействуют на структурные изменения принятой стратегии развития. Вышесказанное даст возможность разработать тактику структурных изменений и достичь структурных сдвигов, соответствующих требования инновационного развития экономики.

Эффективность концентрации капитала возрастёт, если вместе с непосредственным регулированием структурных пропорций государство станет координировать деятельность рыночных механизмов, которые влияют на особенности концентрации капитала. Наиболее существенное воздействие на структуру национальной экономики оказывает механизмы ценообразования, конкуренции, накопления и перелива капитала, валютных курсов, международного перемещения капитала, международной конкуренции и циклического развития, в связи с чем их усовершенствование признано в качестве основных направлений регулирования самоорганизованных механизмов структурного развития экономики.

Исследование позволяет сделать вывод, что государственное регулирование концентрации капитала является актуальной сложной проблемой современного развития экономики Украины, её трансформации в европейское экономическое пространство как достойного партнёра в сфере международного разделения труда. Для её решения необходимо задействовать современные методы государственного регулирования экономикой, создать стимулы для производительного накопления капитала на всех уровнях экономики, в сфере промышленного и аг­рарного производства, в сфере услуг.

Библиографические ссылки

1.      Шапиро Н. А. Инновации и «налаженное общество», или Дж. М. Кейнс об участии государства в инновационном воспроизводстве / Н. А. Шапиро// Философия хозяйства. – 2007. – № 6. – С. 166–175.

2.      Шумська С. С. Російський капітал в банківській системі України: динаміка розвитку та сфери інтересів / С. С. Шумська // Економічна теорія. – 2010. – № 4. – С. 58–73.

3.      Банковское дело [Электронный ресурс]. – Режим доступа : htttp://www.webcache. googleusercontent.com/search?q=cache:GN4jQ2tro7wJ:bibliotekar.ru/bank-6/25.htm

4.      Луців Б. Л. Інвестиційний банківський портфель / Б. Л. Луців – К. : Лібра, 2002. – 192 с.

5.      CIO. IT-рынок в Украине [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cio-world.ru/ it-director/argument/287554/

6.      Коваленко Ю. Формування інституційних передумов розвитку фінансового сектору економіки України / Ю. Коваленко // Економіка України. – 2011. – № 7. – С. 49–59.

7.      UK 2005, The Official Yearbook of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland / Office of National Statistics. – London, 2004.

8.      Кузнецов О. В. Посткризове посилення англо-американського глобального лідерства / О. В. Кузнецов // Економічна теорія. – 2010. – № 4. – С. 74–84.

9.      Официальный сайт Государственного комитета статистики Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat. gov. ua

10.   Ещенко П. С. Куда движется глобальная экономика в XXI веке / П. С. Ещенко, А. С. Арсеенко. – К. : Знання України, 2012. – 479 с.

Надійшла до редколегії 20.11.2013